Двадцать пять рассказов Веталы

Жил некогда на земном круге раджа Викрамакешарин1, правивший всем миром. Славу его по горам и равнинам разных стран воспевали небесные девы, изощренные в музыке. Был он совершенным во всех своих членах подобно Индре, сокрушителю городов2.

Сокровища, которыми он владел, были подобны богатствам царя якшей3 и состояли из различных драгоценных камней: сапфиров, изумрудов, лазу ритов, рубинов, а также и жемчугов. Сам же он, чье тело сплошь было покрыто многочис ленными украшениями, а на щеки свешивались серьги из самоцветов, сверкал всячески ми добродетелями, словно океан жемчужинами, и был украшением царей. И вот этот властитель над людьми, окруженный вассалами и советниками, повелитель земли, для которой океан служит поясом, проводил время, вкушая радости царствования. Некий Кшантишила, возжелав овладеть восемью волшебными силами превращаться в карлика или великана, делаться легким или тяжелым, осуществлять любое желание, до стичь несокрушимой воли, исполниться все могущим знанием и быть ни от кого не зависимым, — захотел отправиться в его царство. И с течением времени случилось так, что капалика4 Кшантишила, украшенный, как и все капалики, ожерельем из черепов, каждый день в тот час, когда поднимается солнце, окруженное лучами, а властитель омывает лицо, передавал радже через прибли женного, исполнявшего должность подавателя воды, замечательный и красивый плод бильва. А Викрамакешарин, получая этот плод, восхищался им и через того же при ближенного отправлял в свою сокровищницу. Так прошло двенадцать лет. И вот однажды, когда новый плод передавали радже, выскользнул он из руки его, подобной лотосу, разбился, и из середины его выпали пять бесценных жемчужин. Возрадовался властитель и вскричал: «Что за чудо! Ведь сколько не ищи, а не найти в моей сокровищнице таких замечательных жемчужин!» Так воскликнув, раджа спросил подателя воды: «Эй, податель воды! Откуда ты достаешь этот за мечательный плод, чтобы каждодневно при носить его мне?» Услышал податель воды такой вопрос и отвечал: «О раджа! Капали ка Кшантишила с моею помощью передает тебе каждый день сей плод с великим доброжелательством». И тогда раджа повелел, чтобы все плоды бильва, принесенные прежде, пред его очи доставили. Уразумев такое веление, приближенный тотчас же все те плоды принес. Увидел тогда раджа, что все они лопнули и что внутри плодов сверкают многие драгоценные камни, и сказал так: «Увы! Действительно нет в моих сокровищницах камней, подобных этим! Я желаю по знакомиться с тем, кто приносит бильву». Приближенный же, молвив: «Как повелит властитель!» — пошел к наружным воротам и, приведя с собой капалику, так сказал рад же Викрамакешарину: «Капалику, приносящего бильву, я привел, и он стоит у дверей». И царь повелел: «Введи его!» Капалику, украшенного ожерельем из черепов, ввели, и он при виде раджи пришел в такую радость, что волосы на его теле вздыбились и словно образовали броню. Воздев правую руку, капалика почтительно и многократно благосло вил раджу. Тогда раджа обратился к капалике с такой речью: «О украшенный ожерельем из черепов, чего ради ты с давних пор даришь мне под видом плодов бильвы драгоценности, цену которых ничем не из меришь?! Скажи мне, о благородный, к чему ты стремишься?» И капалика на это отвечал: «Если ты, о могучий раджа, окажешь мне, чужестранцу, милость, то выслушай все, что я скажу, один, без свиты». После этого, повинуясь взгляду царя, все приближенные ото шли, а капалика и говорит: «Я — великий подвижник капалика, а зовут меня Кшантишилой. По всей земле прошел я, почтительно оставляя ее вправо от себя, все разыскивал человека, наделенного высокими добродете лями, который помог бы мне достичь вол шебства, не побоявшись снять с дерева покойника. Только когда сюда я пришел, то увидел высокоблагородного и мудрого человека, средоточие всех добродетелей. Если ты, о повелитель, удостоишь меня внимани ем, то я открою тебе свое сокровенное желание!» И раджа так ему отвечал: «Говори! Что ты задумал, то я выполню!» Выслушал эти слова украшенный ожерельем из черепов и говорит царю: «Повелитель! С помощью веталы — демона, вселяющегося в мертвые тела5, — я могу достичь волшебной силы. Если ты согласишься сделать то, о чем я прошу, то могущество мое возрастет. И нет для этого иного пути!»

Выслушал раджа такие слова Кшантишилы, и поскольку он был великодушным человеком, то решил согласиться, а тот сказал ему на это, что коли раджа согласился ему помогать, то и сам он, конечно, достиг нет могущества. «Ради этого, о повелитель, в четырнадцатую ночь темной половины ме сяца бхадра6 я пойду на южное кладбище. В ту же самую ночь под покровом мрака и ты должен прийти на то кладбище, да так, чтобы никто тебя не узнал. Вот тогда-то я и объясню тебе, как свершится желанное». Выслушал его слова царь и говорит: «Да бу дет так! Ступай, выполняй желанное. Я приду туда, помогу тебе достичь волшебного могущества». И после того, как раджа это вымолвил, капалика отправился к себе в хижину.

А когда с течением времени приблизилась четырнадцатая ночь темной половины месяца бхадра, к воротам дворца пришел подвижник и через слугу уведомил раджу о своем прибытии. Властитель поклонился тогда богам и предкам, совершил обряды, положенные на этот день, и никем не замечен­ный вышел из дворца, сопутствуемый одним лишь мечом. Пришел раджа к капалике, уже сидевшему на южном кладбище, и так сказал: «Вот пришел я, подвижник! Говори, чего ты хочешь!» При виде раджи у капали ки глаза засверкали от радости, и он восславил его: «О махараджа! Ты действительно великодушен и обладаешь многими доброде телями. Хотя ты и повелеваешь всем миром, но все же пришел ко мне, сопутствуемый только мечом в четырнадцатую ночь темной половины месяца бхадра, не убоявшись зловещего мрака. Твое рождение приносит добрые плоды уже здесь на земле, а не только в будущем!»7 Выслушал его раджа и сказал с уважением: «Говори, подвижник, чего ты хочешь. Раз я пришел сюда, так чего мне бояться?!» И вот что отвечал ему на это Кшантишила: «Махараджа, мне нужно со вершить колдовские обряды над мертвым те лом, и ты должен помочь мне. Таким путем достигну я волшебной силы, а раз ты в колдовстве участвуешь, то и ты станешь ею обладать». Раджа так ему в ответ сказал: «Будет у меня волшебная сила или нет, сверши то, что следует, а мне скажи, что я должен сделать для тебя». Подвижник тогда ему и говорит: «О махараджа, на северном берегу реки Гхаргхары растет дерево шиншипа. На его верхушке висит мертвое тело, оставшееся несожженным. Молча сними его, взвали на плечо и спеши ко мне, хотя бы мертвец и произносил при этом множество прелестных слов. Когда же ты придешь, то здесь, в кругу, снабженном разными орудиями для жертвоприношения, я его обмою, вознесу богам молитвы, произнесу великое заклятие, и благодаря тебе сбудется задуманное мною». Выслушал все это раджа и, как было сказано, пошел на берег реки и увидел тот самый труп. А тот при виде раджи пришел в ужас. Когда же Викрамакешарин добрался до него и уже протянул руку, мертвец, в которого вселился ветала, перебрался на другую ветвь и снова, как прежде, повис на дереве шиншипа. Раджа усмехнулся и сказал мертвецу: «Эй, ты, чего ради удираешь? Смотри, я влезу на дерево и сброшу тебя». Мертвец от этих слов еще больше в ужас при шел и стал перебегать с ветки на ветку. Раджа настойчиво следовал за ним и на ка кой-то ветке поймал мертвеца. Забрался раджа на дерево, ударил изо всей силы мечом, и мертвец свалился с дерева, точно с плахи. Заплакал мертвец, заскулил, будто действи тельно почувствовал боль от падения, и покорно обратился к радже как бы с укором: «О блистательный! Разве я тебе враг? Что тебе от меня, безгрешного, висящего на дереве в безлюдном лесу и изгнанного из мира людей, надобно? От этого падения все кости мои на кусочки разбились!» Раджа на это так отвечал мертвецу: «Никакой у меня злобы к тебе, мертвец, нет! Такова твоя судьба, так что ты не пугайся. Все равно я тебя унесу!» — и произнеся такие слова, раджа снова протянул руку, чтобы схватить мертвеца. А тот снова удрал и повис на самой высокой ветке дерева. И таким вот образом мертвец проделал пять или семь раз. Тогда раджа по раскинул умом, забрался на дерево, срубил его верхушку и, сбросив мертвеца, сам на него сверху прыгнул. Сделав, так, раджа взвалил громко плачущего мертвеца на плечо и быстро зашагал к капалике. Ветала же, вселившийся в этого мертвеца, повел такую речь: «О раджа! Коли ты меня обязательно должен нести, то, чтобы дорога не утомляла нас, давай будем по пути рассказывать рассказы с загадками. Слушай же, могучий! Я расскажу тебе одну историю с загадкой, а ты разгадай. Если ты поймешь ее, а о разгадке не скажешь, то великий грех ляжет на тебя. Ну, а если не поймешь, то и греха не будет».

 

1 Викрамакешарин (Викрамадитья) — по пулярный герой древнеиндийского фольклора, справедливый и мудрый царь.

2 Индра, сокрушитель городов, — один из старших богов ведической религии, образ которого часто использовался в фольклоре.

3 Якша — полубог, член свиты Куберы, бога богатств.

4 Капалика — подвижник-шиваит, отличительный признак которого — ожерелье из черепов.

5 Ветала — демон, по повериям индийцев, вселяющийся в мертвые тела и как бы оживляющий их.

6 Месяц бхадра соответствует периоду с середины августа до середины сентября. В индусском календаре каждый месяц делится на темную и светлую половины. Темная половина начинается с полнолуния, и четырнадцатая ночь ее приходится на то время, когда новая луна еще не народилась.

7 Согласно некоторым индийским религиям, человеческая душа претерпевает многочисленные перерождения, причем каждый раз она рождается в новой телесной оболочке и чем добродетельнее жизнь в данном рождении, тем в более совершенной оболочке появится душа в последующем рождении.

0

Добавить комментарий