Рассказ о великих распрях (легенды бушменов)

В старину, когда жили еще наши деды и бабки, хадзапи немало натерпелись от врагов.
Первыми нашими врагами были мангати. Однажды ночью они пришли к нашему стойбищу. Хадзапи как раз исполняли священный танец эпембе. Мангати со всех сторон окружили стойбище, а когда кончилось торжество и все уснули, выскочили из кустарника и напали на наших людей. Многие хадзапи были убиты копьями. А некоторые раненые упали в огонь и сгорели.
В то время вождем хадзапи был человек по имени Илура. Илура пошел к вождю мангати Сагиру с просьбой не убивать больше хадзапи.
— Твои мужчины, — сказал он Сагиру, — убили многих моих людей. Я прошу тебя заключить с нами мир!
Сагиру согласился. В знак примирения он велел зарезать быка. Мангати и хадзапи сели вместе и принялись есть мясо. Потом они взяли бычью шкуру, отрезали от нее узкие полоски и сделали из них лугуметы — кожаные браслеты для рук. Эти браслеты они надели друг другу на запястья. Каждый мангати надел одну лугумету мужчине-хадзапи, а каждый хадзапи — мужчине-мангати.
С тех пор между мангати и хадзапи больше никогда не возникало никаких войн или раздоров. По крайней мере мы, которые родились позже, ни разу о них не слыхали.
Другими нашими врагами были масаи. В ту пору, когда наши деды начали дружить с людьми мангати, многие мангати ушли в сторону Манголы и таким образом заселили почти всю местность от горы Мумбы до реки Симбити. Хадзапи жили тогда в горах, которые с утра до полудня ты можешь видеть из своего стойбища. У нас было очень много людей, и наши владения простирались от Усукумских гор до склонов Ольдеани.
И вот однажды к нам явились масаи. Они пришли сверху, с полуночных гор Тсаузаго. Неподалеку от Эяси масаи столкнулись с хадзапи и почти всех их уничтожили. Остатки хадзапи они оттеснили к горам Мбулу, так что в войну оказались втянутыми и мангати.
После войны мангати поднялись на горы Мбулу и поселились вблизи Нгуруи. А оставшиеся в живых хадзапи ушли в Страну исанзу.
Когда кончилась война с масаи, начался великий голод. Хадзапи, которые еще не умерли, вспомнили, что есть слова, могущие вызвать дождь. И так как засухе и голоду не было видно конца, они решили пойти к мтеми исанзу и попросить его о помощи. Они пришли к нему и сказали:
Мтеми, разве ты хочешь, чтобы мы, твои дети, умерли с голоду? Ведь и так уже погибли многие из нас! Дай же нам дождь!
Дети мои, — отвечал им мтеми, — спокойно возвращайтесь в свою саванну и ждите! А пока не придет дождь, питайтесь медом и плодами баобаба!
А еще мтеми сказал:
— Когда вы убьете конгони или зебру, или антилопу гну,принесите мне их шкуры! И шкуру жирафа тоже! А если добудете много меду, то принесите мне также и мед!
Так хадзапи выпросили себе дождь, который и пришел вскоре.
После голода на нас напала большая-пребольшая болезнь — цутшипи. Она унесла половину хадзапи. Многие-многие из нас умерли от этой болезни, в том числе и мой дед.
Я, Сиквацу, был тогда еще совсем маленький, такой, как дочь твоего работника Саиди. Когда умер мой дед, я спросил у матери:
— Мать, ты говорила, что человек после смерти уходит к Ишоко. Скажи, разрешит ли Ишоко моему деду повидаться снами?
Мать сказала:
— Дитя мое, ты спрашиваешь меня об этом? Так слушай же. Наши родители рассказывали нам, что раньше человек после смерти попадал в Страну исанзу. И там его можно было видеть. Родные даже могли привести его обратно. Но потом Ишоко распорядился по-иному: «Я не хочу, — сказал он, — чтобы люди после смерти уходили в Страну исанзу. Если кто-нибудь умрет, он должен совсем исчезнуть. И больше никто не должен его видеть!»

0

Добавить комментарий